Библиотека Статистика дел Инфографика Отзывы и предложения Публикации арбитров Фотогалерея Видео

 



Форс- мажор: интервью с арбитром

Из интервью Акипресс, 9 мая 2020 г.

Садыков Нурлан Берикович

Арбитр, управляющий партнёр ЮК "Право и процедура"

1) Что это означает юридически для бизнесменов Кыргызстана?

После введения ЧП в регионах республики резко ограничена деловая активность, в экономике идет спад, под угрозой социальные обязательства государства, договоры и сделки предпринимателей, нарушаются сроки исполнения обязательств, либо сроки оказались под угрозой срыва. В стране создалась классическая форс-мажорная ситуация, при которой гражданско-правовые сделки не исполняются по объективным, не зависящим от воли сторон причинам.

В такой ситуации бизнес терпит большие убытки, обостряются социальные проблемы в обществе, сильно страдает бюджет.

В правоприменительной практике государства форс-мажор практически не применяется и только ЧП заставляет задуматься о пересмотре сложившихся позиций. Вектор политики ЧП задан, но как он будет реализован на практике покажет время.

 

2) Означает ли это, что теперь бизнесмены, опираясь на статью в контракте по форс-мажору, могут не платить по арендным платежам, к примеру? Если да, то на что они имеют право, а на что-нет. По каким еще платежам снимаются обязательства?

 

Что говорит о такой ситуации закон? Гражданский кодекс содержит нормы, которые позволяют освободить лицо от исполнения обязательств, если будет доказано наступление форс-мажорных обстоятельств. Так ч.3 ст.356 ГК КР устанавливает: «Поскольку иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор)».

Форс-мажор – это чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора, либо избежать или преодолеть. В нашем случае это введение ЧП в связи с эпидемией.

Не будет сложным доказать наступление чрезвычайных обстоятельств, но всегда надо доказывать, как такие обстоятельства связаны с неисполнением договорных обязательств, иных обязательств, вытекающих из правоотношений с государством. Например, режим ЧП не коснулся отдельных импортных операций, розничной торговли в магазинах, но сильно ограничил сферу услуг и торговли в отдельных сегментах экономики. Если ограничения при ЧП не затронули какую-либо сферу деятельности, то сторона, не исполнившая свои обязательства, не может ссылаться на ЧП как форс-мажорное обстоятельство.

В арендных отношениях явно присутствует форс-мажор. Режим ЧП сильно затронул, ограничил сферу деятельности арендатора. Перемещение по городу было ограничено, офисы простаивали, долг по аренде вырос. Если арендатор работал в сфере, которую не затронули введенные ограничения ЧП (например, импорт топлива или продуктов питания, магазин и т.п.), то видимо ЧП нельзя называть форс-мажорным обстоятельством. Но в каждом случае, необходим конкретный анализ ситуации.

Согласно закону налоговые органы вправе применять начисление пени и штрафов за неисполнение обязательств по уплате налогов. И здесь необходимо налоговым органам внимательно изучать обстоятельства, которые способствовали нарушению графика оплаты налогов. Налоговые органы не могут освободить предпринимателя от выплаты налогов, но они могут не применять санкции (неустойка, штраф), при этом должны дать отсрочку по оплате каких-либо налогов. И видимо парламент должен внести соответствующую поправку в закон о налоговых обязательствах в случае возникновения ЧП.

Предприниматели, осуществляющие внешнеторговые операции, должны знать, что согласно ст.3 Закона «О Торгово-промышленной палате КР» от 13 апреля 1994 года одной из задач ТПП является освидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Кыргызской Республики. Данная норма позволит оказать содействие предпринимателям установить обстоятельства форс-мажора.

 

3) Какие риски может нести такое решение как признание ситуации форс-мажором?

Неправильное применение форс-мажорных обстоятельств может навредить как предпринимателю, так и бюджету. Поэтому принятие решения должно проходить прозрачно и открыто, может быть и коллегиально с привлечением предпринимателей и экспертов. Важно признать, что форс-мажор наступил. Но важно четко различать как форс-мажор оказал влияние на конкретную сферу деятельности и нет ли других субъективных факторов, которые повлияли на исполнение обязательств?

Главный риск – не исполнение госбюджета и социальных обязательств со стороны государства. Но существует и другой риск – банкротство субъектов предпринимательской деятельности, спад деловой активности, необоснованное применение санкций в отношении бизнеса или репрессии уголовного порядка. И здесь нужен здравый смысл, а не безрассудные санкции и преследования с целью пополнения бюджета любыми способами.

 

4) Выскажите свое личное мнение по решению правительства признать ситуацию форс-мажором.

Решение правительства о форс-мажоре актуально и предстоит кропотливая работа.

В режиме ЧП многие граждане сожалели, что страна не приняла опыт Швеции или Белоруссии, где было больше степеней свободы передвижения и деятельности.

Например, в Бишкеке ограничение прав граждан было вынужденной мерой, но не всегда такие меры были соразмерными целям ЧП. В Нарынской области ЧП было ведено в одном районе, но ограничительные меры были во всех районах, в каждом селе. Но это очередной опыт и его надо было пройти!

Согласно ст.36 конституционного Закона КР "О чрезвычайном положении" в случае объявления чрезвычайного положения, МИД КР в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, об объеме этих отступлений и о причинах принятого решения.

Правительство должно не только уведомить ООН, но и предпринять меры для получения международной поддержки.

Признание форс-мажорных обстоятельств требует не только политической воли, но и налагает на правительство обязательства по исправлению сложной экономической ситуации в стране, в том числе принятие мер для оживления предпринимательской среды.

P.S. Когда готовилась настоящее интервью Президент КР подписал поправки по изменению Налогового Кодекса с учетом отсрочки налоговых платежей, теперь Правительство должно на практики их реализовать.

 


 

 

 

 

Мы в соц.сетях
Режим работы
Режим работы секретариата:
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт     09:00- 18:00

Прием исковых заявлений:
Пн, Вт ,Ср, Чт ,Пт    9:00 - 15:00

Перерыв на обед» 12:00 - 13:00

Наши партнеры